1. Как и когда сложилось, что вы стали учителем в нашей школе и переехали жить в поселение?
Это произошло три года назад. Мы с женой искали хорошую школу для дочки, а мечта жить в сообществе близких по духу людей была у нас уже давно. Со Слободой всё счастливым образом совпадало, поэтому приехали взглянуть на место и познакомиться. В разговоре всплыло, что я по образованию педагог (учитель истории), а Слободской школе как раз требовались учителя… Ну, и меня тут же взяли в оборот. Я-то сам давно хотел с детьми заниматься, но меня слишком многое отталкивало от официальной образовательной системы. А тут – будто улыбка Вселенной: оказалось, что есть альтернативные варианты. Оставалось лишь принять решение о переезде. Вальдорфская педагогика и антропософия пришлись мне, что называется, и к сердцу, и к уму. Таким образом, вот уже три года я всё больше и больше проникаюсь их ценностями.
2. Какие качества вы считаете важными для вальдорфского педагога?
Для любого педагога я считаю крайне важным умение любить. Если во мне нет любви к детям, нет интереса их понимать, нет желания разбираться в их трудностях и помогать им расти – наверное, лучше бы поискать для себя какую-то иную профессию, педагогика – скорее всего, не моё. Если я хочу кого-то чему-то учить, мне критически необходимо уметь самому вставать в позицию ученика, принимать в себя новые знания. Учитель должен уметь учиться. Терпеливость, внимательность, отзывчивость, здоровая жизнерадостность, творческий подход, начитанность, умение работать в команде – всё это тоже нужно и важно. Особо отмечу, что вальдорфская педагогика – суть педагогика действия, и для учителя вальдорфской школы очень важно научиться выстраивать учебный и воспитательный процессы при помощи личного примера, максимально близко к настоящей жизни.
3. Как учитель понимает, что делает свою работу хорошо, в школе, где нет оценок, нет контролирующей инстанции, типа мин.образования?
Для меня главное мерило – это дети. Их отношение к тем знаниям, которые я пытаюсь им передать. И то, как они полученные от меня знания применяют – не только на школьных уроках, но и в жизни. Вот они читают, считают, пишут, поют, двигаются, рассуждают, общаются со мной и друг с другом… Я наблюдаю, слушаю, взвешиваю на внутренних критических весах, стараюсь понять. А когда в чём-либо сомневаюсь, не стесняюсь обращаться за советом к коллегам.
4. Какие сложности/специфика работы в школе Ясной Слободы?
Если вы не готовы жить на земле, косить траву, сгребать в кучи опавшие листья, протаптывать дорожки в сугробах и умиляться виду плещущихся в весенней грязи детей – вам не к нам! Вообще, главная особенность школы в Слободе – это само место. Поселение – прекрасное пространство для детей, очень комфортное для игр, творчества и общения. Мы – все взрослые – много делаем для создания и поддержания этого пространства. Несомненный плюс – это маленькие классы и, соответственно, возможность практически индивидуального подхода к детям. Диалектически это же оборачивается и минусом – в маленьких классах трудно добиться групповой динамики.
5. Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?
Дети, во время праздника Фонариков оставляющие фонарики на моём крыльце. 6. Напутствие тем, кто думает над переездом и обучением в нашей школе. Не принимайте поспешных решений. Приезжайте, смотрите, знакомьтесь, оценивайте. Взвесьте все «за» и «против». Прислушайтесь к своему сердцу. Спросите совет у Вселенной. И если в итоге ответ будет ДА – добро пожаловать, дорогие будущие друзья и соседи! Здесь давно вас ждут!